Мировой рынок огнезащитной продукции последние десять лет активно развивается. Аналитики утверждают, что его ежегодный прирост составляет не менее семи процентов. По ожиданиям в 2014 году его емкость достигнет отметки в 6,1 миллиарда долларов. В России этот сегмент также имеет позитивную динамику развития. Мы наблюдаем значительное увеличение ассортимента, заметен численный перевес отечественных компаний-производителей и укрепление их позиций на внутреннем рынке. Но эти количественные изменения не всегда означают качественные преобразования. Где спотыкается российский рынок, и можно ли это исправить?
День сегодняшний
Сегодня российскому рынку свойственны широкий товарный ассортимент, разнообразие цен и свойств продуктов, наличие большого числа конкурентов среди зарубежных компаний. До недавнего времени лидерство в этом сегменте принадлежало исключительно иностранным производителям. Поставщика-ми были страны Западной и Восточной Европы (Великобритания, Германия, Франция, Италия, Дания, Швеция, Сербия, Румыния), ближнего зарубежья(Украина, Беларусь, Латвия, Эстония),а также США, Китай, Турция, Израиль. В 2006 году доля иностранных компаний занимала более 60%. Аналитики прогнозировали дальнейший рост импорта на российском рынке. Но три-четыре года назад отечественные производители активно занялись разработкой и изготовлением огнезащитных материалов. Доля импорта огнезащитной продукции начала постепенно снижаться, а число огнезащитных материалов отечественного производства значительно выросло. В настоящее время применяется более300 различных средств огнезащиты. Поданным реестра сертифицированной продукции ССПБ, в РФ на долю Центрального и Северо-Западного регионов приходится около 85% общего объема производства огнезащитных составов. Но стоить отметить, что производство огнезащиты активно развивается и в других регионах страны. «Если раньше большая часть производителей консолидировалась в центральной части России, то сейчас появляются компании на Дальнем Востоке», − отметил Сергей Хомутов, руководитель отдела продаж компании «Элокс-Пром». Наряду с Москвой и Санкт-Петербургом организуются производства огнезащитных материалов и в Калининграде, Ярославле, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Казани, Уфе, Новосибирске, Иркутске. Наиболее динамично развивается сегмент пассивной огнезащиты. В последнее время отечественные производители освоили выпуск тонкослойных вспучивающихся покрытий для огнезащиты металлических конструкций, древесины, электрокабелей. По стоимости российские огнезащитные материалы, как правило, в разы дешевле за рубежных аналогов. Отечественные составы составляют серьезную конкуренцию иностранным огнезащитным материалам при сопоставимом качестве.«Безусловно, мы постоянно работаем над новыми материалами и совершенствуем те, что выпускаем давно, − говорит Сергей Никифоров, руководитель отдела корпоративных продаж компании «Рогнеда Трейд». – Сейчас по древесине мы работаем над материалами, которые делятся по временным рамкам огнезащиты, а не только по группам огнестойкости, как раньше».
Стабильно нестабильные
Поменялась и структура импорта: отечественные производители огнезащитных составов для производства зачастую используют зарубежные компоненты, так как показатели отечественной продукции не соответствуют актуальным требованиям. «У нас область химии слабо развита, − отмечает Евгений Кузнецов, директор НПФ «Вермикулит-сервис». − 90-е годы ХХ века широким катком прошлись по нашей промышленности. Теперь производители огнезащиты вынуждены покупать дорогое зарубежное сырье или искать более дешевые азиатские продукты». «Мы на 70% используем импортные сырьевые компоненты, − говорит С. Хомутов. – В нашем случае это компания Bayer. Оставшиеся 30% приходятся на отечественное сырье».
В России ведутся работы в сторону улучшения характеристик сырья для огнезащитных красок.
«Возможно, в будущем появятся достойные замены иностранных компонентов», –предполагают представители огнезащитного рынка. «Пока по некоторым позициям производители предпочитают использовать импортное сырье, так как отечественное не гарантирует стабильного качества», − говорит Николай Соковиков, управляющий по региональному развитию ТД «Норт».
Рост суррогата
Ассортимент отечественных огнезащитных красок увеличился в разы. Характерной чертой огнезащитного рынка в России стало появление большого числа мелких фирм. Но из них не более 75% прошли сертификацию в системе ГПС или имеют действующие подлинные сертификаты.
«Сейчас развелось много и продавцов огнезащитной продукции», − отмечает Нина Шишацкая, ведущий инженер по научно-технической документации компании «Тизол». Есть компании, которые самостоятельно производят продукцию из собственного сырья, сертифицируют ее и продают. Есть фирмы, которые покупают готовые материалы, оформляют сертификат, а затем занимаются сбытом. Еще пять лет назад на российском рынке в основном были производители из первой группы. Сейчас большая часть рынка принадлежит продавцам. Это обусловлено тем, что создание различных композиций огнезащитных материалов осуществляется в России преимущественно традиционными методами с применением привычных материалов. «Соляные огнезащитные составы легко изготовить, − говорит Н. Соковиков. − Технология простейшая − «просто добавь воды». В последнее время на российском рынке отмечается высокий рост конкуренции, в основном за счет появления таких фирм, которые производят и продают некачественные дешевые огнезащитные материалы из низкопробного сырья, зачастую с нарушением рецептуры. Схема выхода на российский рынок предельно проста. Недобросовестный производитель делает дешевый состав, покупает на него сертификат, торгует этим суррогатом несколько лет, а затем закрывает компанию. «Именно из-за появления такого рода организаций возрастает риск приобрести контрафактную продукцию, − говорит Н. Соковиков. − В итоге страдают серьезные производители и в целом снижается репутация рынка».
Такие компании, по замечанию представителей отрасли огнезащиты, сегодня оттягивают большую часть рынка. По предварительным подсчетам, они способны увести до 80% клиентов.
Камень преткновения
Эту ситуацию подхлестывают недобросовестные органы сертификации, раздающие неподтвержденные испытаниями документы. С одной стороны, современная система сертификации в России эффективна и требовательна, но, с другой, доверять ей становится все сложнее. «Лаборатории просто продают сертификаты», − говорит Н. Соковиков. Раньше этим процессом занималось государство в лице аккредитованных испытательных пожарных лабораторий. Несколько лет назад сертификацию пустили на самотек. Теперь недобросовестные сертификационные центры, способные за 200−300 тысяч рублей выдать «липовый» сертификат, провоцируют появление контрафактных огнезащитных материалов в России. «Дело еще в том, − замечает С. Никифоров, − что на определенных видах материалов невозможно достичь показателей, которые определяются ФЗ №123. Соответственно, некоторые производители просто вынуждены покупать сертификаты, чтобы иметь возможность работать на рынке». Иногда данные сертификационных испытаний одного и того же материала в различных лабораториях существенно отличаются друг от друга. К тому же каждая лаборатория руководствуется для проверки своими методиками. На рынке не существует единой системы подтверждения качества материала, а значит, возможен подлог или поставка некачественных продуктов. Очевидно, что испытания проводятся вопреки соответствиям действующим ГОСТам и нормам. Поэтому, если производитель пишет, что показатели его огнезащитного материала существенно превышают средние по рынку, необходимо обращать внимание на репутацию сертификационного центра, который подтверждает эту информацию.
Чаще всего можно встретить различные показатели по расходу, несмотря на то, что эта величина должна оставаться постоянной. Пытаясь снизить расход огнезащитного состава любыми способами, производители занижают и плотность, и сухой остаток материалов. «Западные компании не понимают, как можно провести подмену материала, потому что там есть система страхования, которая у нас не работает», − говорит Е. Кузнецов. Если производитель контрафакта однажды понесет финансовые потери, впоследствии он уже не пойдет на подлог. Пока механизмов борьбы с контрафактной продукцией и серыми сертификатами на российском рынке нет. В отдельных пожарных лабораториях создаются базы, но и это не панацея. Е. Кузнецов рассказывает: «Одна из самых первых задач, которую я вижу на сегодняшний день, − разработка положения, которое бы определило порядок борьбы с контрафактом». С. Хомутов согласен с Е. Кузнецовым отчасти. Он считает, что борьба с этой проблемой должна вестись законодательном уровне. «Говорить о самостоятельном решении проблемы пока сложно», − заметил С. Хомутов.
Могучая кучка
На сегодняшний день на российском рынке потребителю действительно сложно оценить качество предлагаемых огнезащитных материалов. В целом скорее можно утверждать, что качественные материалы, соответствующие заявленным характеристикам, предлагают лишь некоторые компании. Их на российском рынке, к сожалению, немного. По мнению С. Хомутова, в России всего пять−семь ответственных производителей. Это компании «Норт», «Тизол», «Элокс-Пром», «Огракс», «Крилак». Е. Кузнецов среди основных игроков рынка выделил «Рогнеду», «Евростиль», «НПП «Теплохим», «НПО Унихимтек». «Это хорошие предприятия, а под них многие подделывают», − заметил он.
Как правило, подделывают огнезащитные составы небольшие предприятия без имени. Н. Соковиков рассказывает: «Встречаются подделки как составов, так и сопроводительной документации. Для сертификации своей продукции производитель огнезащитной краски покупает сырье у европейских компаний. В процессе производства начинает использовать китайское сырье, которое в несколько раз дешевле европейских аналогов. То есть наиболее распространенная схема выглядит таким образом: на сертификацию подается состав стороннего производителя или собственный с соблюдением всех требований, а на продажу уже поставляются составы, изготовленные с нарушениями в целях экономии, что значительно влияет и на эксплуатационные, и на огнезащитные свойства материалов. Так мы получаем отечественные продукты нестабильного качества и дурную репутацию российского рынка огнезащитных материалов».
Грядущие перспективы
«Чтобы исправить эту ситуацию, необходима заинтересованность всех участников рынка, – считает Н. Соковиков. − Производителя, заказчика, представителей госпожнадзора». Но это скорее идиллия, нежели реальность. К примеру, представители такого потребительского сегмента, как муниципальные объекты, постоянно стремятся к удешевлению любыми способами. «Если человек работает для себя, он обязательно проконтролирует процесс, − говорит Н. Соковиков. − Если работает ради галочки, что часто бывает на муниципальных объектах, то нужна лишь документация. Поэтому сегодня в тендерах побеждает состав не с более длительными характеристиками огнезащиты, а самый дешевый». Ситуацию усугубляет большое количество условно сертифицированной продукции. Противоречивые данные о качественных характеристиках огнезащитных составов, предоставляемые в сопроводительной документации производителя или продавца, затрудняют адекватный выбор типа и средств огнезащиты и становятся причиной путаниц и просчетов при проектировании. Обезопасить себя можно, выбрав производителя, поставщика с многолетним опытом работы и позитивной репутацией. Необходимо внимательно изучить сертификат, нелишним будет и обратить внимание, в каком испытательном центре проводились огневые испытания. «Серьезная компания-производитель, которая работает на рынке достаточно давно, дорожит своей репутацией и отвечает за качество производимой продукции», − уверен Н. Соковиков. «Дело все в заказчике, – утверждают производители, – зачастую ему нужно сэкономить любыми способами». Столкнувшись однажды с некачественным огнезащитным материалом, как правило, заказчики не хотят повторять свой опыт и предпочитают выбирать качественные средства огнезащиты. Цена становится уже вторым пунктом при выборе огнезащитных продуктов. Капкан, в который попадет скупой заказчик, впоследствии становится причиной колоссальных убытков для него.
Представители рынка огнезащиты надеются, что постепенно российские потребители все больше внимания будут уделять качеству материалов, а не их цене, что, безусловно, станет стимулом для отечественных производителей огнезащиты заниматься новыми разработками. «Пока основные проблемы, тормозящие развитие отечественного рынка огнезащиты, − это, с одной стороны, безграмотность людей, приходящих в эту область, а с другой − нерегулируемый процесс нормотворчества», − говорит Е. Кузнецов. И действительно, в ситуации, когда за год несколько раз меняются условия и правила игры на рынке, даже заинтересованному человеку будет сложно честно работать, а потребителю – грамотно выбирать.
Алексей Дубровский