В настоящее время требования к процессу проектирования огнезащиты строительных конструкций регламентируются СП 2.13130.2012 и СП 28.13330.2012. С одной стороны, это правильно, поскольку средства противопожарной и антикоррозионной защиты строительной конструкции −это единая система покрытия. С другой, требования, предъявляемые этими документами, содержат общие фразы и противоречат друг другу.
Благодаря этим документам появляются проекты огнезащиты, содержащие в тексте 23% описания механизма действия огнезащитного покрытия, представленного в каждом учебнике, и красивые уравнения Фурье, сформулированные еще в 1822 году. 54% − описания мер охраны труда, 8% − технологии производства работ. В то же время давно и эффективно работает система проектной документации для строительства (СПДС), в частности ГОСТ 21.101-97. Несмотря на то, что в рекомендуемом приложении А нет марки чертежей «ОЗ, или огнезащита», никто не мешает применить в качестве прототипа для исполнения проекта огнезащиты, например, ГОСТ 21.513, который однозначно относит проект к рабочей документации, а следовательно, позволяет исключить коррупционную составляющую на стадии проектной документации. Тем более что на этой стадии еще и не всегда ясна деталировка конструкций. Кроме того, использование этого ГОСТа позволяет минимизировать некие многостраничные обоснования с привлечением писем от различных авторитетных или не очень научно-исследовательских учреждений, которые на поверку лоббируют и не всегда компетентно применяют тот или иной материал. Эти же многостраничные обоснования с привлечением экспериментальных данных размывают ответственность главного инженера проекта за принятые им решения, что только усугубляется требованием п. 5.4.2 СП 2.13130.2012: «Сведения о несущих конструкциях, не участвующих в обеспечении общей устойчивости и геометрической неизменяемости здания, приводятся проектной организацией в технической документации на здание». При этом непонятно, какая организация – проектировщик каркаса или проектировщик огнезащиты – должна это делать, и что такое «техническая документация на здание».
Разный и непредсказуемый
Еще более запутывают ситуацию изменения, вносимые в ГОСТ Р 53295 и ГОСТ 30247.0 в части введения альтернативных режимов пожара (углеводородный, тлеющий, наружный). Непонятно, где они реализуются и как применять результаты испытаний строительных конструкций с огнезащитой или без. Не стоить забывать и об актуализации ЕН 1336-2 в виде ГОСТ Р ЕН 1336-2 «Конструкции строительные. Испытания на огнестойкость. Альтернативные и дополнительные методы» с ударом непонятным мешком. Это заставляет задуматься над вопросом, зачем это все нужно. Иной мысли, нежели создание условий для разного рода конкурентной борьбы, в голову не приходит. Другой серьезной проблемой остается отсылка проектировщика огнезащиты при выборе системы покрытия к требованиям, которые в настоящее время невозможно выполнить. В частности п. 9.2.3, 9.2.5, 9.2.7 СП 14.13330.2011, предъявляющие требования к сейсмической устойчивости средств огнезащиты при отсутствии в природе методов их испытаний. Непонятно, зачем рассчитывать основания зданий так, чтобы конструкции над этими основаниями не испытывали критических деформаций. Опыт работы в этих условиях, а также требование ст. 15 п. 66 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений привели нас к решению создать и официально зарегистрировать автоматизированную систему проектирования огнезащиты, ознакомиться с которой можно на сайте компании «Квазар».
Попробуем оштукатурить швеллер?
Трудно объяснить, а тем более применить на практике появление в СП 2.13130.2012 п. 5.4.3: «ограничение применения тонкослойных огнезащитных материалов в зданиях I и II степеней огнестойкости». Известно, что тонкослойные огнезащитные покрытия эффективны для обеспечения пределов огнестойкости R60 и менее, а это марши и площадки лестниц, бесчердачные покрытия, перекрытия, фахверки, где конструкции с приведенной толщиной металла менее 5,8 мм. Авторам этой нормы хорошо бы попробовать оштукатурить швеллер 20У по ГОСТ 8240, на который опирается площадка лестницы, или уголок 7,5 по ГОСТ 8509 фермы покрытия, где трудозатраты на облицовку этих конструкций плитой превосходят мыслимые пределы.
Важной проблемой проектирования огнезащиты выступает также корректное определение требуемого количества материала. Большинство проектов огнезащиты учитывают расход материала по сертификату (правильность определения этого расхода, для тонкослойных покрытий, например, легко проверить, исходя из сухого остатка и плотности материала) и вне зависимости от технологии производства работ, группы сложности конструкции, которые также (при добросовестном подходе к проектированию) легко учесть по ВСН 447-84. Такой подход к проектированию позволяет избежать не только дезинформации заказчика относительно будущих затрат, но и недобросовестной конкуренции между разными производителями.
Без единства в терминологии
Серьезной и не до конца решенной к настоящему времени проблемой остается контроль качества производства огнезащитных работ. Сейчас процесс контроля качества регламентируется как минимум тремя ГОСТ Р (53292, 53300, 53311), СП 28.13330 и шестью руководствами, которые в большинстве случаев не только конкретных требований не предъявляют, но и противоречат друг другу, в то время как ст. 3 п. 4 Федерального закона № 102ФЗ напрямую этого требует. Хотя о каком единстве измерений сейчас можно говорить, если в рассматриваемой области пока нет единства терминологии (см. 3.2 СП 2.13130.2012 и 3.11, 3.16 СП 28.13330). Простым примером легкого и свободного отношения к качеству измерений и терминологии выступает измерение адгезии тонкослойных огнезащитных покрытий методом решетчатых надрезов по ГОСТ 15140-78, распространяющимся только на покрытия толщиной до 200 мкм (огнезащитные покрытия имеют, как правило, большую толщину), или методом прямого отрыва, который на лакокрасочные покрытия вовсе не распространяется. Между тем, Федеральный закон № 184-ФЗ допускает применение надлежащим образом заверенных переводов на русский язык стандартов иностранных государств, таких как ASTM D 3359–09, который применим для огнезащитных покрытий.
Сложно, но можно
С момента вступления в действие технических регламентов о требованиях пожарной безопасности и безопасности зданий и сооружений, а также документов, конкретизирующих их требования в части процессов проектирования, строительства и эксплуатации технических средств противопожарной защиты, несмотря на суровую критику этих документов, практика показала, что согласно им можно работать эффективно и производительно. Однако не обходится без трудностей. Перечисленные проблемы показывают, с одной стороны, сложность положения, в котором приходится решать проблему обеспечения безопасности в целом и пожарной безопасности в частности. С другой – нельзя не констатировать прогресса и положительного вектора движения в области противопожарной защиты, ключевую роль в котором должно сыграть сотрудничество государственных органов и производственников и их взаимное внимание к мнению друг друга.
Олег Ламкин, к.т.н., заместитель председателя рабочей группы НСОПБ