Мировой рынок антипиренов характеризуется ужесточением в области экологических норм и увеличением доли экологически безопасных групп антипиренов.
Китай как фактор роста
Вопреки последствиям экономического спада, захлестнувшего мировую экономику, рынок огнезащитных материалов продолжает увеличиваться. Его емкость, согласно отчету Buyer Report, будет ежегодно прирастать на 5,4 %, что позволит уже к 2016 году довести показатели выработки продукции до 2,6 миллиона метрических тонн.
Столь же внушительными выглядят данные по объемам потребления основного сырья для огнезащитных составов – антипиренов. Так, спрос на ингибиторы горения уже к 2014 году преодолел планку в 2,2 миллиона тонн. Причем темпы роста, средние за год, будут колебаться на уровне 6,9−7,2 %, что позволит к 2017 году повысить суммарные объемы продаж до 7,1 миллиарда долларов. По заявлениям представителей MarketsandMarkets, в 2011 году емкость рынка оценивалась в 4,8 миллиона долларов.
И если цифры по ряду показателей могут разниться в зависимости от отчета по состоянию отрасли, то в одном пункте сходятся все аналитики: Азиатско-Тихоокеанский регион останется ключевым игроком на рынке. Только в прошлом году на его долю пришлось порядка 47,7 % спроса на антипирены. И это далеко не предел для компаний из Тайваня и Южной Кореи, проявляющих повышенный интерес к высококачественным огнезащитным добавкам для защиты электроники и бытовой техники.
Основными же производителями и потребителями антипиренов пока остаются китайские фирмы. Так, согласно данным, собранным Reportlinker, в 2011 году в КНР было выпущено около 600 тысяч тонн огнезащитных добавок, из них только 200 тысяч тонн покинуло пределы страны. «Международная политика и законодательное регулирование в сфере антипиренов имеют важное значение для развития местной промышленности, поэтому в ближайшее время китайские компании начнут переходить на более экологичные технологии», − отмечает Джеймс Раш, руководитель исследовательских проектов в Reportlinker.
Чуть медленнее рынок сырья для огнезащитных материалов расширяется в Индии, где ужесточившиеся требования в области пожарной безопасности для коммерческого и жилищного строительства, как ожидается, должны повысить интерес к ингибиторам горения нового поколения.
Спрос на антипирены в бывших когда-то в авангарде странах Западной Европы увеличивается несколько сдержаннее, что уже можно считать своего рода прогрессом для региона, погрязшего в экономической рецессии. В США, напротив, ситуация выглядит несколько радужнее. Вплоть до 2016 года емкость местного рынка будет повышаться на 4,6 % в год, что позволит поднять планку продаж до 938 миллионов фунтов уже через три года.
Структура рынка антипиренов
В группу антипиренов входят тысячи коммерческих продуктов, содержащих сотни различных химических веществ, которые принято делить на основные классы: гидроксид алюминия, бромсодержащие соединения, фосфорорганические антипирены, оксиды сурьмы, хлорсодержащие соединения. Эта классификация делит антипирены на группы продуктов со сходным химическим составом и механизмом действия. Большинство производителей специализируется на производстве отдельных групп антипиренов.
Однако наряду с улучшением противопожарных свойств антипирены могут ухудшать другие свойства материалов. Ни одна группа и ни один индивидуальный антипирен не лишены недостатков применения. Поэтому применение того или иного антипирена зависит от его различных дополнительных характеристик.
На долю фосфорорганических соединений приходится около 14 % общего потребления антипиренов по объему и около 23 % в денежном выражении. Потребление антипиренов именно этого типа растет наиболее быстрыми темпами, что обусловлено как их огнегасящими свойствами, так и отличными химическими и физическими характеристиками. Фосфорорганические антипирены могут быть разделены на две группы: галогенсодержащие (меньшая часть) и безгалогенные. Галогенсодержащие антипирены используются в основном в производстве полиуретановых изоляционных пен. Они также находят применение в производстве покрытий и термореактивных полиуретанов. Сочетая в себе свойства фосфорсодержащих и хлорсодержащих соединений, эта группа антипиренов обладает великолепной огнестойкостью.
Безгалогенные фосфаты весьма универсальны. Они применяются в тех случаях, когда антипирен должен сочетать в себе низкую вязкость, растворимость, прозрачность, не окрашивать полимер и не содержать галогенов. Эти вещества используются почти во всех типах полимеров, за исключением полиолефинов, с которыми они несовместимы.
Большинство галогенсодержащих антипиренов остается эффективным. И распространено мнение, что их замещение фосфорорганическими, не содержащими галогенов, антипиренами приводит к снижению огнезащитного эффекта и ухудшению свойств продукта. Однако во многих случаях это утверждение неверно.
Международное законодательство
Вопрос экологии при разработке, производстве, сбыте и утилизации пластмасс возрастает. Этому способствуют также и законодательные акты, как, например, директивы ЕС RoHS (Ограничение применения определенных опасных материалов в электрическом и электронном оборудовании) и WEEE (Отработанное электронное и электрическое оборудование). Согласно WEEE, производители нового электрического и электронного оборудования в Европе обязаны принимать и утилизировать использованное электрическое и электронное оборудование. При этом из старого оборудования должны быть удалены, отдельно собраны и утилизированы пластмассы с бромсодержащими антипиренами, что может привести к значительным затратам.
Под пристальным вниманием экологов, как правило, оказываются хорошо известные антипирены. Причем масштаб проблемы иногда связывается с возможностью угрозы мировой безопасности. Именно этим объясняется недавно принятое ООН решение о полном запрете производства и использования гексабромциклододекана в качестве огнезащитной добавки. Последние исследования подтвердили, что введение данных компонентов в состав пенополистирольной изоляции зданий может пагубно сказаться на здоровье человека. В частности, ГБЦД приводит к нарушению функций щитовидной железы.
Несколько крупных корпораций, которые специализируются на выпуске бромированных антипиренов, уже поддержали постановление ООН, принятое на последнем заседании в Женеве. Так, Albemarle, ICL Industrial Products, Chemtura и Tosoh планируют в ближайшее время заняться поиском альтернативы гексабромциклододекану. По сути, несколько лет в запасе у них еще есть, так как в законную силу запрет вступит только в 2019 году. До этого времени все производители будут обязаны снабжать свои теплоизоляционные материалы соответствующей маркировкой, а также способствовать надлежащей утилизации всех изделий с ГБЦД, вышедших из употребления.
Кроме того, стало известно, что в список химических веществ, подлежащих обязательной ликвидации, Организацией Объединенных Наций включено порядка 22 наименований, в их числе – полихлорированные бифенилы и ряд пестицидов.
Российские реалии
Российский рынок антипиренов составляет около 90 тысяч тонн. При этом доля импорта на нем еще несколько лет назад превышала 70 %. В России не производятся многие виды антипиренов. Качественные гидроксиды алюминия и магния импортируются; также ввозятся некоторые виды бромсодержащих и фосфорорганических антипиренов. Ежегодный рост объемов потребления находится на уровне 10–20 %.
Проблемы выбора антипирена для производства полимерных композитов сводятся к решению задачи оптимального сочетания параметров «безопасность – эффективность – цена – совместимость». Рынок антипиренов в РФ сегодня перенасыщен галогенсодержащими продуктами и отчасти схож с описанной выше ситуацией в Азии, в частности Китае, Тайване и Южной Корее.
Вопрос импортозамещения, популярный в последнее время, практически не затрагивает рынок антипиренов. Российские производители лишь пожимают плечами в ответ на вопрос об отечественных центрах производства экологически безопасных антипиренов. Нет спроса – нет предложения. Вся электроника, продаваемая в России, собирается в Азии. Даже та, что преподносится президенту России как «российский убийца iPhone». Остается ждать, когда у нас появятся свои «убийцы» в химической промышленности.
Джон Уилсон, специальный автор, эксперт