Возгорания на крупных строящихся объектах − не редкость. Связано это прежде всего с большими объемами потенциально опасных работ, к примеру сварочных. Более того, конструкции еще не возведенных до конца сооружений просто не способны выстоять в огне.
В ночь с 3 на 4 апреля 2013 года в высотном жилом здании «Олимп» в городе Грозный произошло возгорание. Оно началось на уровне третьего этажа, когда строители разогревали битум с помощью газовой горелки. В результате пожаром оказалась охвачена площадь в восемь тысяч квадратных метров. Огонь полностью уничтожил фасад здания, облицовочная композитная плитка разрушилась на всех 40 этажах дома, были повреждены стеклопакеты.
Возгорание навесной фасадной системы (НФС) – типичная проблема для высотных комплексов. В большинстве случаев она вызвана подменой компонентов системы более дешевыми продуктами с пониженным классом горючести. НФС «Олимпа» состояла из четырех элементов: утеплителя, влагозащитной пленки, облицовки и каркаса, при помощи которого осуществлялось крепление материалов к железобетонным стенам. Металлический каркас и плиты утеплителя, выполненные из стекловолокна, а также базальта, не воспламеняются. Самым же опасным компонентом в НФС считается тонкая пленка-мембрана, призванная оберегать утеплитель от проникновения влаги. В качестве ее основы используются синтетические материалы из полиэтилена, которые легко воспламеняются при нагревании до 250 ºC. При этом короткое замыкание в электрической цепи разогревает металл в месте контакта до 1100 °С, поэтому возгорания влагозащитной фасадной пленки на стадии строительства достаточно частотны.
Для того чтобы пленка не инициировала масштабный пожар, на фасадах зданий ее разделяют на горизонтальные полосы внутренними металлическими перегородками-рассечками высотой в два этажа. Небольшое количество расплавленного полиэтилена в случае воспламенения материала стекает на рассечку и догорает уже на ней, не позволяя огню распространиться на нижние этажи.
Пожар на «Олимпе» бушевал в течение нескольких часов, судя по всему, из-за того, что расплавленный полиэтилен свободно стекал по внутренним полостям НФС. Это, в свою очередь, привело к возгоранию наружных облицовочных панелей, состоящих из композитного синтетического материала, прикрытого с обеих сторон слоями алюминиевой фольги. Ситуацию осложнило и то, что недостроенное здание не было оборудовано стандартной системой пожаротушения. Учитывая тот факт, что возгорание происходило на не доступной для наземной техники высоте, а сбросить воду на вертикальную стену не представлялось возможным даже с вертолета, местным пожарным службам оставалось только заливать из брандспойтов нижние этажи.
Предполагаемая причина инцидента − применение некачественных материалов при строительстве. В целом, все системы принято подразделять по категориям пожарной безопасности, согласно Федеральному закону Российской Федерации от 22 июля 2008 года № 123−ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», на два типа: горючие и негорючие. В свою очередь, горючие материалы делятся на 4 группы: слабогорючие (Г1), умеренно горючие (Г2), нормально горючие (Г3) и сильно горючие (Г4).
Кроме того, они оцениваются по таким критериям, как воспламеняемость, способность распространять пламя по поверхности, дымообразующая способность и токсичность. Совокупность этих показателей позволяет присваивать конкретному материалу класс пожарной опасности − от КМ0 − для негорючих материалов до КМ1−КМ5 − для горючих.
При возведении высотного комплекса должны отбираться только негорючие материалы. В частности, наиболее «благополучными» являются керамическая плитка и керамогранит. Они относятся к группе КМ0 и не входят в перечень материалов, подлежащих сертификации в области пожарной безопасности. Такая продукция пригодна для помещений любого функционального назначения.
Негорючий материал в несколько раз дороже более простого аналога. При этом определить его качество заказчик может, только основываясь на полученной от производителя сопроводительной документации или на сертификате, выданном продавцом всей системы НФС. Для того чтобы убедиться в пожарозащищенности фасада, крупные застройщики обычно заказывают испытания системы непосредственно перед ее монтажом. Для этих целей отдельные элементы НФС еще на стадии строительства забираются в лабораторию, где осуществляется их контрольное сжигание с последующим замером всех параметров и выдачей соответствующего документа по результатам испытаний.
«Еще один важный момент – неправильное назначение огнезащитных мероприятий. К примеру, никто никогда не проводил испытания красок на приведенную толщину в 2 мм для металлических шпилек», − подчеркивает Евгений Кузнецов, директор ООО Научно-производственная фирма «Вермикулит-сервис» (Омск).
Более того, в России все крепежные системы не подлежат обязательной сертификации, что отличает от европейских стран. «Вследствие этого возникают катастрофы по типу «Грозный-Сити», во время пожара которого огонь сумел преодолеть «огнезащитное препятствие». В результате обрывки теплоизоляционных плит остались висеть на крепежных элементах. Необходимо понимать, что для оконных обрамлений и технологических отверстий, в частности под кабель, также важна огнезащита», − резюмирует Константин Тюрин, ведущий инженер Aktiv Montage.
Первоначально возведением жилого комплекса в Грозном занималась турецкая компания «Бора Иншаат». У заказчика ни в ходе строительства, ни после него не было претензий к качеству работ на объекте. Материалы, использованные для обшивки здания, отвечали всем требованиям безопасности, в том числе обладали нужной огнестойкостью, что было подтверждено соответствующими экспертизами. Тем не менее осенью 2011 года, незадолго до сдачи объекта, власти Чечни в одностороннем порядке расторгли договор с «Бора Иншаат». На тот момент работы еще не были завершены, поэтому достраивали «Грозный-Сити» другие наемные фирмы.
На сегодняшний день установлено, что до четвертого этажа огнезащита здания обеспечивалась без нарушения технологий высококачественными системами. Остальные были завезены из Китая (транзитом через Казахстан) и не обладали необходимой группой пожарной безопасности. Реальное качество применяемых при строительстве материалов было определено в ходе лабораторных испытаний уцелевших при пожаре элементов.
«Основная проблема для российского рынка огнезащитных материалов – изобилие контрафактной продукции. Причем масштаб ситуации свидетельствует об угрозе государственной безопасности, так как для муниципальных учреждений могут поставляться краски огнестойкостью 15−17 минут вместо заявленных 90. Также требуется вмешательство со стороны МЧС. В целом, отечественный рынок огнезащитных материалов проблематично называть цивилизованным. Ему присущи все черты недобросовестной конкуренции: занижение цен, подделка сертификатов, выпуск контрафактной продукции», − добавляет Сергей Рябов, директор ООО НПП «Химцентр» (Новосибирск).
Схожего мнения придерживаются и специалисты ИЦ «УралНИИстром» (Челябинск). «Порядка 15−20 % всех закупаемых подрядными организациями продуктов строительного назначения, в том числе и огнезащитных систем, не соответствуют сертификатам. Решить проблему может ужесточение законодательства как в отношении нечестных производителей, так и органов по сертификации, чья авторитетность во многих случаях подвергается сомнениям. Большинство отечественных компаний сходятся во мнении, что необходимо работать над единой идентификационной базой огнезащитных материалов и проводить показательные судебные процессы», − уточняет Эльдар Ахтямов, технический директор, заместитель руководителя ИЦ «УралНИИстром».
Ущерб от использования контрафактных материалов на «Олимпе» составил порядка 200 миллионов рублей. Пострадавший от пожара дом планируется восстановить к 5 октября. На данный момент решается вопрос о том, какие именно композитные панели необходимо выбрать для переоблицовки его фасадов. Огонь не нанес ущерба внутренним помещениям здания, что было выявлено в ходе осмотра места ЧП. В частности, он занял у следственной группы несколько дней: в первые сутки после инцидента удалось составить опись повреждений лишь на десяти этажах строения.
«Сейчас можно наблюдать не только низкое качество выполненных работ, но и отсутствие дисциплины среди работников. Это приводит к тому, что уровень пожарной безопасности постоянно снижается. Государство ослабило контроль над этой областью, в то время как саморегулирующие организации в полной мере еще не набрали сил. Необходимо привлекать независимых экспертов для оценки применяемой на строительных объектах продукции. Также следует создать реестр идентификационных материалов. Причем он должен входить в рамки обязательной сертификации, т. е. любая система после испытания сразу же должна быть идентифицирована. Это поднимет дисциплину как среди производителей, так подрядчиков», − предполагает Евгений Кузнецов.
По мнению же президента республики Рамзана Кадырова, возгорание произошло по воле Всевышнего. «Самое главное обошлось без человеческих жертв. Чтобы ни у одного жителя Чеченской Республики не пострадал даже мизинец, я пожертвую любым зданием, и сделаю все возможное и невозможное ради этого. Под покровительством Всевышнего мы восстановим это строение, которое будет краше и лучше предыдущего. Причем использоваться будут только самые передовые технологии, а рядом появится комплекс прекраснейших высотных домов «Грозный Сити-2»…», − записал в своем микроблоге Рамзан Кадыров.
Каким образом контролировалась пожаробезопасность ЖК «Грозный-Сити» − вопрос до сих пор остается открытым. Во всяком случае, обстоятельства чрезвычайного происшествия свидетельствуют о том, что при монтаже облицовки фасада применялись горючие материалы, а огнезащитные рассечки при установке НФС не были учтены. Ранее из-за использования горючих материалов в Москве воспламенились фасады бизнес-центра «Дукат Плейс 2» и башни «Восток» в деловом центре «Москва-Сити». Крупные возгорания жилых зданий также регистрировались на Дальнем Востоке и Казахстане. Разумеется, у каждой причины ЧП есть свои «имя и отчество». Тем не менее инцидент в Грозном зачислен в ряд «классических пожаров» на возводимых по всему миру высотных комплексах.
Александр Семухин