Развитие института независимой оценки пожарного риска обсудили в Москве

III Всероссийская конференция «Проблемные вопросы развития института независимой оценки пожарного риска и пути их решения», о которой сообщал ранее «Огнепортал», состоялась в Москве 26 ноября 2014 года. Мероприятие было организовано НСОПБ при участии МЧС России.

Конференция стала площадкой для обсуждения проблемных вопросов по совершенствованию основного порядка и правил проведения независимой оценки пожарного риска. Участники мероприятия согласовали особенности планирования и проведения проверок федеральным государственным пожарным надзором с учетом независимой оценки пожарного риска, дополнили общие требования к учету заключений по проведению пожарного аудита, проработали вопросы необходимых изменений законодательства в части установления ответственности должностных лиц и экспертных организаций, осуществляющих независимую оценку пожарного риска.

Среди участников и слушателей были представители федеральных органов исполнительной власти, в частности МЧС России и Минпромторга РФ, эксперты в области пожарного аудита, представители общественных организаций, субъекты предпринимательской деятельности, страхового бизнеса и местного самоуправления. Всего в конференции приняли участие представители более 250 экспертных организаций, проводящих независимую оценку пожарных рисков.

Открыл конференцию Михаил Дубинин, президент НСОПБ. Он осветил основные аспекты развития института независимой оценки пожарного риска (НОР). По мнению М. Дубинина, к настоящему времени государством создана необходимая нормативно-правовая база для функционирования НОР, аккредитовано более 600 организаций, в которых работает более двух тысяч экспертов. Однако насущной проблемой остается отсутствие осведомленности собственников об институте независимой оценки пожарного риска. Более того, наблюдается противопоставление пожарного аудита надзору за объектами со стороны МЧС и экспертной организации. В связи с этим президент НСОПБ отметил необходимость формирования информационных ресурсов и обсуждения с возможными собственниками-потребителями НОР. Другой серьезной проблемой М. Дубинин назвал присутствие на рынке услуг в области пожарного аудита неквалифицированных и даже мошеннических организаций.

Николай Афанасьев, директор департамента по организации саморегулирования НСОПБ, подчеркнул, что зачастую на практике решения вопросов пожарной безопасности на объекте откладываются на потом, забываются или вообще не рассматриваются. В связи с этим, по мнению представителя НСОПБ, требуется реорганизация системы надзора и контроля за пожарной безопасностью объектов. Для этих целей государством взят курс на внедрение независимой оценки рисков, пожарного аудита и пожарного декларирования, которые становятся альтернативным способом доказательства соответствия объекта требованиям пожарной безопасности.

Владимир Авилов, президент НСОПБ по правовым вопросам, доложил собравшимся о результатах мониторинга судебных решений, в которых результат независимой оценки пожарного риска и (или) расчеты пожарного риска были включены в состав доказательственной базы. По его мнению, органы ГПН все чаще стали грамотно пользоваться своим процессуальным правом усомниться в полноте и достоверности независимой оценки пожарного риска, либо в его расчетах в рамках судебного разбирательства.

Константин Белоусов, руководитель подкомитета по вопросам пожарной безопасности НОП, директор по науке НИИ ОПБ, обратил внимание на то, что прежде всего оценка пожарного риска востребована на этапах нового строительства и реконструкции. Это особенно актуально для крупных промышленных объектов и крупных сетевых ритейлеров. Однако сама процедура расчетного определения величины индивидуального пожарного риска получила весьма неоднозначные оценки со стороны профессионального сообщества. С одной стороны, это эффективный инструмент «гибкого нормирования», позволяющий реализовывать современные архитектурные замыслы и концепции, снижать экономические показатели при проектировании и строительстве без ущерба безопасности людей при пожаре. С другой стороны – возможность в рамках Закона фактически уклоняться от выполнения ключевых требований пожарной безопасности.

Станислав Светушенко, представитель ООО «Аудит Сервис Оптимум», заявил, что в сложных инженерно-технических вопросах пожарной безопасности в состоянии разобраться только научно подготовленный персонал аудиторских компаний, а не просто эксперт, имеющий стаж работы по пожарной безопасности.

Предложения по внесению изменений в действующую нормативно-правовую базу по независимой оценке пожарного риска представила Елизавета Мигачева, исполнительный директор ООО «Аудит пожарной безопасности». Первым было названо противоречие между Федеральным законом №123-ФЗ от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и Административным регламентом МЧС РФ, утвержденным Приказом МЧС РФ №375 от 28.06.2012 г. Е. Миачева предложила решение проблемы: исключить фразу «влияющее на расчетные величины пожарного риска» из Приказа МЧС РФ №844 от 27.12.2013г. и пункт 7 абзац 2 читать в следующей редакции. Далее, докладчик предложила четко определить, что считать исходными данными, и внести соответствующие изменения в Постановление Правительства РФ от 31 марта 2009 г. N 272.

Доклады вызвали живой интерес у аудитории в силу актуальности представленных тем и неоднозначности высказанных мнений. Михаил Дубинин, подводя итоги конференции, еще раз подчеркнул актуальность и полезность подобных мероприятий для отрасли.

Смотрите также

СП 10.13130.2020 вступит в силу в 2021 году

СП 10.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Нормы  и правила проектирования» вступит в силу …

Добавить комментарий