Работая на рынке антикоррозионной защиты, холдинг «ВМП» часто сталкивался с потребностью клиентов и в огнезащите металлоконструкций. В 2008 году руководством компании было принято решение об освоении нового направления деятельности: производстве огнезащитных материалов вспучивающегося типа. В этом же году был презентован первый материал – «ПЛАМКОР-1». В настоящий момент ассортимент «ВМП» включает: «ПЛАМКОР-1», «ПЛАМКОР-2» и «ПЛАМКОР-3». Об огнезащитных материалах и принципах работы в сфере огнезащиты на российском рынке рассказывает Михаил Вахрушев, президент холдинга «ВМП».
Михаил Владимирович, российский рынок огнезащитных ЛКМ молод, но игроков на нем, как отечественных, так и зарубежных, много. Вы не боитесь конкуренции?
– Иностранные производители, как правило, предлагают качественные материалы. Но то, что выпускаем мы, ничуть не хуже. Материалы нашего производства конкурентоспособны в сравнении с ведущими иностранными компаниями. Они изготавливаются из качественного сырья, прошли сертификацию в авторитетных центрах, применяются на масштабных и ответственных объектах в различных отраслях. Что касается отечественных, в последнее время их появилось много, только мы знаем более сотни, но многие из них на практике не соответствуют заявленным характеристикам и, самое главное, требованиям по огнезащитной эффективности. Добросовестных и профессиональных производителей не так много, и с ними конкурентная борьба идет на равных.
На ваш взгляд, есть ли принципиальное отличие между материалами российского и зарубежного производства?
– Если отечественное предприятие использует качественное сырье и соблюдает все технологические параметры по выпуску продукции: сырье и материалы проходят контроль качества, оборудование соответствует установленным требованиям, при продаже материалов правильно применяется нормативная база, то принципиальных отличий нет. Контроль на всех этапах производства и нанесения материалов, а также выполнение норм пожарной безопасности дают гарантию получения качественного покрытия.
Чем ваша компания отличается от других отечественных? Чем обусловлен высокий спрос на продукцию?
– Отличительный признак нашей компании – комплексный подход к решению вопроса огнезащиты объекта «под ключ». Мы предоставляем полный комплекс работ: от производства покрытия и проектирования огнезащиты до нанесения материалов на объекте и сдачи готового покрытия надзорным органам. Помимо прочих преимуществ, особенность огнезащитных материалов «ПЛАМКОР» – возможность эксплуатации в атмосфере и совместимость со многими антикоррозионными грунтовками и финишными эмалями, в том числе с ГФ-021.
Повышение огнестойкости конструкций достигается разными способами. Один из них – нанесение огнезащитных лакокрасочных материалов. В чем их преимущество перед материалами конструктивной огнезащиты?
– Лакокрасочные материалы отличаются удобством применения. Это особенно важно для сложных конструкций, ведь защищать их конструктивной огнезащитой – весьма трудоемкая работа. Кроме того, преимуществами огнезащитных ЛКМ остаются: ремонтопригодность, декоративность, широкие эксплуатационные характеристики – возможность применять как в открытых, так и в закрытых помещениях, в условиях широкого диапазона температур и под воздействием различных производственных факторов.
Есть мнение, что заказчики привыкли работать с традиционными, проверенными временем огнезащитными материалами. Пытаетесь ли вы внедрить в работу новые материалы?
– В ближайшее время мы планируем расширить линейку материалов «ПЛАМКОР» композициями для защиты металла от углеводородного пожара.
Производители огнезащитных ЛКМ то и дело говорят о современных технологиях, качестве и долговечности. Почему все-таки случаются печальные события?
– Часто причина заключается в том, что это разные вещи: то, что заявляет производитель в презентации или в технической документации, и то, что поставляется на объект. Этим, как правило, могут заниматься небольшие компании, которых сейчас на российском рынке большинство. Часто такие материалы не соответствуют заявленным параметрам по огнестойкости. Главное отличие продукции подобных производителей – низкая цена. Достичь высоких технических характеристик по огнестойкости материалов при их низкой стоимости в принципе невозможно, и потребители должны это понимать, когда речь идет о пожарной безопасности.
Что вы можете сказать по поводу контрафактной продукции на российском рынке огнезащитных материалов? Насколько остро стоит эта проблема для производителей? Видите ли вы рычаги борьбы с этим изъяном?
– Эта проблема, конечно, стоит остро. Недобросовестные компании подделывают отечественные и иностранные материалы в больших масштабах, так как ответственность за незаконную деятельность в этой области полностью не отрегулирована, а для правоохранительных органов это нарушение часто трудно доказуемо. Фактически нарушители остаются безнаказанными и расширяют свою деятельность. Недавно была выдвинута инициатива о создании реестра эталонных образцов огнезащитных материалов. Мы полностью поддерживаем эту идею. Такой реестр может стать основным методом борьбы с недобросовестными производителями. Реестр находится в ведомстве МЧС, для включения в него необходимо пройти сертификацию ВНИИПО. С его помощью заказчику будет легко проверить – поставляются ли на объект оригинальные, соответствующие заявленным характеристикам материалы или контрафакт. К сожалению, сейчас многие заказчики, ориентируясь на низкую стоимость, почти сознательно выбирают контрафактную продукцию или обходными путями оставляют объект без огнезащиты, не понимая, какими могут быть последствия такого выбора. В России уже есть примеры таких последствий. Это трагедия в клубе «Хромая лошадь» в Перми, торговый центр «Адмирал» в Казани и другие объекты, менее освещенные в средствах массовой информации. Важный инструмент борьбы с этим явлением в настоящий момент – это просветительская работа с потребителями и усиление контроля со стороны надзорных органов.
Вопрос импортозамещения в современных условиях волнует каждого производителя ЛКМ в России. Как вы считаете, возможно ли полное замещение импорта в сегменте производства огнезащитных материалов?
– Доля импорта на рынке огнезащитных материалов небольшая. У российских производителей существует потенциал, уже сейчас они могут заменить зарубежные материалы практически во всех сферах. Однако сегодня не производят материалы для объектов некоторых типов, например для нефтяных платформ, но я уверен, что этот вопрос будет решен в ближайшее время. Наш холдинг также работает в этом направлении.
Какой новый сегмент рынка промышленных покрытий вы готовы освоить? В каких сегментах рынка вы ожидаете роста в 2015 году?
– Сейчас научно-производственный холдинг «ВМП» работает во всех отраслях промышленности: нефтегазовой, горно-металлургической, энергетике и гражданском строительстве. В нашем ассортименте представлены материалы по трем направлениям: антикоррозионная защита, огнезащита и наливные полы. Наша цель – удовлетворить потребности заказчиков в решении вопросов защиты металла и бетона.
Татьяна Иванова