Европейский рынок для отечественной огнезащиты – это развитие по пути сопротивления

Об этом в беседе с «Огнепорталом» заявил Сергей Шабалин, руководитель направления огнезащитных материалов компании AkzoNobel. Кроме того, C. Шабалин рассказал о технологиях отечественного и иностранного производства огнезащиты, готовности российских материалов на экспорт, культуре производства, а также о новых разработках компании.

Как вы относитесь к мнению некоторых специалистов, что иностранных производителей огнезащиты следует запретить на отечественном рынке?
С улыбкой. Таким образом кого хотят наказать? Иностранные компании в качестве ответа на санкции? Или россиян, толкая их на использование материалов, не способных защитить их жизни? Уверен, что эти специалисты после таких заявлений садятся в автомобиль иностранного производства, разговаривают по иностранному телефону, а для своей личной безопасности покупают импортную автомобильную резину. Предполагаю, что их не беспокоит использование продуктов импортного производства, когда речь идет о них самих.

Сейчас многие говорят об импортозамещении и спекулируют этой темой. Тотальная замена ради замены в итоге всем ударит по карману. Местные производители, наши конкуренты, конечно, этому будут рады. На волне отказа от импортного производителя, локальные компании стали поднимать цены, при этом продукт остался прежним. Зачем стремиться делать лучше, если конкурента нет?  Таким образом, у заказчика отсутствует выбор, а значит, компании могут поднимать цену. Некоторые российские материалы уже стали дороже импортных. На Дальнем Востоке, впервые, по ряду продуктов, мы стали дешевле, чем российские материалы.

Еще один нюанс импортозамещения – есть продукты, которые заменить нельзя, потому что они уникальны. Такие продукты разрабатываются десятилетиями. Российские компании пытаются их повторять, но для того, чтобы приблизится к разработкам иностранных компаний, им потребуются годы или десятки лет.

Вытесняя насильно импортные материалы с российского рынка огнезащиты и заменяя их отечественными от безвыходности, заказчики, зачастую, будут переплачивать в дальнейшем за ремонты. Да, импортозамещение поднимает отечественное производство, но медленно, при этом заставляя заказчиков оплачивать этот подъем, платя в два-три раза дороже.

Добавлю, что не все российские компании используют на производстве только российское сырье. Я знаю производителей в России, которые закупают компоненты в Европе, Китае, Корее. Существуют компоненты, которых в России не производят. Без них достичь необходимого качества продукта невозможно. Следовательно, чтобы соответствовать требованиям рынка, производитель должен приобрести его за границей и добавить в свою краску, а затем произвести продукт. В 2016 году откроется наш завод в Липецке, на котором продукция будет производиться только из импортных материалов, поскольку для соответствия требованиям стандарта качества AkzoNobel необходимо закупать проверенное сырье со стабильным от партии к партии качеством, которое, к сожалению, мы пока не можем найти в России.

Дело ведь не только в сырье. Технология производства также влияет на стоимость готового продукта. Насколько далеко иностранные технологии производства огнезащиты шагнули дальше отечественных?
Мне сложно сказать, поскольку я не производственник и не технолог. Вполне допускаю, что большинство функционирующих в России заводов, полностью или частично работают на импортном оборудовании. Также допускаю, что на некоторых предприятиях установлено полностью российское (советское) оборудование. Технологически процесс производства, скорее всего, близок. Вопрос в другом – в культуре производства, которая отличается.

В отечественных компания не поддерживается стабильность качества продукта от партии к партии. Многие российские материалы производятся не по ГОСТу, а по ТУ, которое допускает маневры. Те, кто не хотят переплачивать, перешли на импортного производителя. Я был свидетелем того, как российский производитель в борьбе за крупный проект был готов пойти на любые условия, чтобы получить контракт. Заказчику изначально демонстрировались образцы материала надлежащего качества, в дальнейшем для его приготовления использовались другие компоненты, которые позволяли удешевить себестоимость. В итоге полученный материал не соответствовал первоначально заявленным характеристикам. В импортных компаниях подобную ситуацию встретить невозможно. Качество, ответственность, и репутация превыше выгоды, за которую из-за выживания борются российские производители.

На рынок огнезащиты выходят новые компании, бренд которых не раскручен. Представители таких компаний называют невысокую стоимость продуктов одним из главных конкурентообразующих факторов. Каким образом ваша компания будет конкурировать в ценовом потребительском сегменте с менее дорогими продуктами?
Мы не планируем с ними конкурировать. Качественный продукт никогда не стоит дешево не потому, что на нем хотят заработать больше, а потому что в его основе лежат компоненты другого качественного уровня, кроме того, они дорогие. Это вложение в качество и технологии вознаграждается долговечностью покрытия, за которое заказчик готов платить, поскольку его выбор основывается на экономической эффективности при эксплуатации покрытия.

Отмечу, что наценка крупной компании, в некоторых случаях, меньше, чем у небольшого производителя, поскольку совокупная прибыль от реализации  по всему миру десятков, сотен миллионов литров, например, огнезащитных покрытий позволяет перекрывать затраты на инновации и операционные затраты.

Кроме того, крупные компании уделяют внимание репутации. Небольшая компания, наоборот, борется за каждый проект, как за последний, поскольку от этого зависит ее выживание. Как результат – низкая стоимость 1 м2 готового огнезащитного покрытия, которое чаще всего не функционирует в заявленных условиях. С такими продуктами нам нет необходимости конкурировать.

Материал, который мы предлагаем, тот же самый Chartek или Interchar, стоит своих денег, потому что для его производства разрабатывались новые технологии. То же касается продуктов, производимых в России. Если он качественный, то стоит соответственно. Chartek работает в течение всей жизни объекта, скажем, сорок лет, и мы ни разу его не будем ремонтировать и ради этого останавливать производство. С более дешевым продуктом можно сейчас не доплатить, но с годами увеличивать затраты на эксплуатацию.

Отечественная огнезащита готова к выходу на экспорт?
Экспорт экспорту рознь. Казахстан – тоже заграница, однако мы не можем сравнить ее с европейскими странами в области норм и стандартов в огнезащитной отрасли. Продукт, вышедший на рынки Европы, должен соответствовать европейским стандартам. Это соответствие означает, что отечественные производители должны сертифицироваться заграницей. Прежде всего, российские компании должны быть готовы к затратам на исследовательскую часть в этой отрасли, а также должны быть готовы к беспристрастным испытаниям.

Европейский рынок для отечественных производителей огнезащиты – это развитие по пути сопротивления. Например, эпоха углеводородных пожаров в Европе началась в 1990 году, а в России – только сейчас. Также можно коснуться вопроса экологичности материалов, над котором на практике в России практически не задумываются. Лучше при умеренных и понятных затратах бороться за российские объекты, чем тратить средства на экспансию Европейского рынка с непредсказуемым результатом. Считаю, что европейский рынок для российских производителей сейчас – лишь ориентир и пример в этой отрасли.

Выпуск огнезащитных покрытий с антикоррозионными свойствами не так давно называли следующим шагом в развитии огнезащиты. Сегодня такие продукты уже производятся. Какой следующий шаг в эволюции огнезащитных материалов вы видите? Возможно, это добавление такого “компонента”, как экологичность?
В Европе экологичность находится, скорее всего, на одном из ведущих мест среди предъявляемых к продукту требований. Это стандарты, которым производители должны следовать. Логично, что, чем меньше летучих компонентов присутствует в материале, тем он более экологичный. Например, наши эпоксидные огнезащитные материалы – Chartek и Interchar 212 – со стопроцентным сухим остатком, то есть они не содержат растворитель. Вещества, которые могут улетучиться и загрязнить окружающую среду, в нем отсутствуют. Поэтому мы можем говорить, что это экологичный материал. Естественно, что человеку требуется защита при работе с ним, поскольку это химический продукт. Надеюсь, что параметр экологичности применяемых материалов в России вскоре будет оцениваться не менее строго, чем за за рубежом. Мы готовы к этой оценке. Однако сегодня, к сожалению, на практике это никого не интересует.

Какие новые разработки ведет компания “International Paint”?
Если говорить про огнезащиту, то, в конечном итоге, все сводится к оценке стоимости веса огнезащитного материала на квадратном метре конструкции. Поэтому все сегодняшние наши разработки идут в сторону уменьшения веса продукта, повышения технологичности в нанесении, совершенствования формул для уменьшения толщины покрытия без изменения рабочих параметров продукта.

Смотрите также

Требует перемен. Рынок огнезащиты от углеводородного пожара

Углеводородный пожар в России одновременно существует и не существует. Рынку нужна огнезащита. Но четких отечественных методов …

Добавить комментарий