Конкурентная борьба без правил. Почему в России все средства хороши

Отечественный рынок огнезащитных материалов пока в высшей степени неупорядочен. Во многом этому способствует тендерная система получения заказов, при которой основным параметром для выбора становится не качество продукта, а «дешевизна» квадратного метра. Потребителей сложившаяся ситуация волнует редко, тогда как в среде генподрядчиков недовольных лишь 30 %.

Основная проблема российского рынка огнезащитных материалов – изобилие контрафактной продукции. В связи с этим ряд производителей принципиально не выпускают товары малыми партиями, чтобы исключить их возможное «клонирование» в близлежащем «гаражном» помещении. Однако такое решение неуниверсально. На сегодняшний день ситуация усугубилась настолько, что вполне уместно говорить об угрозе государственной безопасности. К примеру, частотны случаи, когда в муниципальные учреждения социального значения (детские сады, школы и больницы) поступают краски огнестойкостью 15−17 минут вместо заявленных 90 минут.

«Непорядочные компании могут выдавать обычные ЛКМ, перекрытые слоем ПВА, за атмосферостойкие. Поэтому вмешательство контролирующих органов просто необходимо. При этом правильно оценить уровень проведенных работ по огнезащите достаточно сложно, если в арсенале только толщиномер, газовая горелка и сила зрения. Коэффициент вспучивания, который указывается в паспорте на огнезащитное покрытие, отнюдь не является подтверждением его качества. Используя дешевое второсортное сырье можно получить хорошее вспучивание, но материал от этого не будет выполнять своих функций, а значит, нужный предел огнестойкости достигнут не будет», − отмечает Сергей Рябов, директор ООО НПП «Химцентр» (Новосибирск).

По мнению Игоря Коротина, директора по продажам ЗАО «Унихимтек-Огнезащита» (Москва), при выборе средств огнезащиты для конкретного объекта необходимо руководствоваться не весом материала или площадью покрытия, а расчетом погонных метров и количеством лет, которые он способен прослужить без дополнительного ремонта.

Первоочередной мерой по приведению рынка огнезащитной продукции в цивилизованный вид является ограничение минимальной стоимости реализуемых товаров. Согласно Олегу Ламкину, техническому директору ЗАО «Евростиль» (Москва), также необходимо исключить рекомендации, выдаваемые по коррупционным схемам различными научно-исследовательскими учреждениями, и купленные сертификаты. «Некоторые компании в пылу конкурентной борьбы идут на беспрецедентные действия: пытаются провести независимую экспертизу материалов, результаты которой, конечно же, будут отрицательными и порочащими фирму-производителя. Если потребитель сомневается в наших системах конструктивной огнезащиты, мы всегда можем устроить для него испытания. И таким данным действительно можно будет доверять», − заявляет Иван Безбородов, руководитель отдела продаж ООО «КРОЗ» (Москва).

termoliferus.ru

Несмотря на то что российскому рынку присущ демпинг, подделка сертификатов и кража рецептур, иными словами, все составляющие недобросовестной конкуренции, именно проблема контрафактной продукции считается наиболее болезненной. По расчетам заместителя руководителя ИЦ «УралНИИстром» (Челябинск) Эльдара Ахтямова, 15–20 % строительных материалов в РФ, в том числе и огнезащитных, имеют сомнительное происхождение.

Каждый производитель пытается найти свой способ, чтобы защитить честное имя. «На сегодняшний день на рынке оборачиваются огромные партии некачественных товаров. В связи с этим мы стараемся использовать для нашей продукции фирменную упаковку. Кроме узнаваемой тары наши банки можно отличить по характерной упаковке и прилагающемуся к ней сертификату качества», − уточняет Николай Соковиков, управляющий по региональному развитию НПО «Норт» (Ижевск).

Устранить «преграду» могло бы ужесточение законодательства как в отношении компаний, так и органов по сертификации, чья авторитетность во многих случаях подвергается сомнениям. Кроме того, большинство отечественных производителей сходятся во мнении, что необходимо работать над единой идентификационной базой огнезащитных материалов, проводить показательные судебные процессы, объединяться в союзы по борьбе с недобросовестной конкуренцией.

«Пока не выработан четкий механизм саморегулирования в области огнезащиты, действующий институт упорядочить рынок не способен. В целом, ужесточение государственного контроля за тем, чего «не существует», будет способствовать только повышению ставок. Необходимо привести в порядок законодательную базу. К примеру, требование п. 6.1.1. ГОСТ Р 53295 нежизнеспособно и давно не выполняется. А ГОСТ Р 53293 применять можно и нужно, но исключительно в добровольном порядке. Идентификацию гораздо легче осуществить путем сопоставления объемов реализации продукции и объемов ее выработки», − резюмирует Олег Ламкин.

Стоит отметить, что в лакокрасочной отрасли проблему превалирования недоброкачественных товаров «снял» европейский кризис. Большинство отечественных кустарных производств не выдержали конкуренции с подешевевшими импортными материалами и были вынуждены закрыться еще до конца 2012 года.

Однако отличительной чертой индустрии огнезащитных материалов в России считается отстраненность от общеэкономических трендов. По неофициальным данным, с третьего квартала 2012 года наблюдается сокращение объемов выпуска продукции, по официальным данным – снижение темпов роста. Причем в строительной индустрии производственные показатели по разным оценкам упали до 20 %. Тем не менее сами компании как российские, так и зарубежные, специализирующиеся в области огнезащитных материалов, какие-либо изменения к худшему отрицают.

По итогам 2012 года Rockwool (Дания) объявила об увеличении продаж на 6,7 %. Несмотря на стагнацию в Европе, которая по-прежнему является ключевым рынком сбыта (порядка 61 %), Rockwool удалось достичь высоких финансовых показателей. Важным событием для компании стало открытие четвертого завода в России, который позволил снизить импорт продукции за счет собственных мощностей. Годовая выручка Rockwool повысилась до 14,6 миллиарда датских крон (почти 2 миллиарда евро), чистая прибыль возросла на 24,2 %, составив 774 миллиона крон (почти 104 миллиона евро). Размер инвестиций в основной капитал приблизился к сумме в 964 миллиона датских крон (около 130 миллионов евро). В текущем году компания ожидает большей доходности от собственного бизнеса.

odc.3.1

Аналогичным образом обстоят дела у компании Knauf. «Мы добились хороших результатов вопреки сложной экономической ситуации в ЕС. Мы много и напряженно работали, чтобы этого достичь. Оборот международной группы преодолел в ушедшем году знаковый рубеж в 6,5 миллиарда евро. Существенную роль в этом сыграла группа «Кнауф СНГ», выручка которой превысила 1 миллиард евро», − заявляет Янис Краулис, управляющий группы «Кнауф СНГ».

Годовые же обороты российских фирм, занятых исключительно производством огнезащитных материалов на основе базальтовой ваты, в двадцать раз меньше. Лишь крупные объединения, которые предлагают широчайший спектр продукции, способны сравниться по ряду показателей с мировыми лидерами. В частности, корпорация «ТехноНИКОЛЬ» по итогам 2012 года приумножила доходы на 20 %, что эквивалентно 60 миллиардам рублей.

По сути, резкое сокращение темпов роста в строительстве должно сказаться только в среднесрочной перспективе, так как от стадии проектирования и планирования до начала работ по огнезащите проходит значительный промежуток времени. В связи с этим спад в отрасли «переносится» на неопределенный срок.

Для того чтобы устоять перед экспансией со стороны западных компаний и повысить общую конкурентоспособность продукции, необходимо сертифицироваться. Сложность ситуации заключается в том, что при наличии сотен специализированных центров в России, способных написать любое заключение без предварительного тестирования образцов, действия эти становятся практически бессмысленными. А сертифицировать свои материалы за рубежом может позволить себе далеко не каждый, так как процесс этот не только дорогостоящий, но и длительный.

«Как правило, на первом этапе проводится испытание на огнестойкость колонны с нанесенным покрытием. В дальнейшем может потребоваться четыре дополнительных тестовых панели с защитным составом, которые подвергаются различным испытаниям, в том числе климатическим (длятся порядка 80 дней). По их завершении образцы вновь сжигаются, причем допустимой считается разница результатов в 25 %. В США подобные работы отнимают не менее года», − объясняет Игорь Коротин.

На сегодняшний день действующая в РФ система сертификации огнезащитных материалов привела к появлению «бумажного соревнования». Отечественные производители предпочитают побеждать конкурентов «экспертными» заключениями, а не повышать качество своей продукции. В атмосфере тотального недоверия заказчик, который может просто не знать всех технологических тонкостей, предпочитает идти по пути наименьшего сопротивления и не переплачивать за бренд. В результате отрасль не дополучает финансирования, которое могло бы направляться на новые разработки.

Завышение стоимости работ, отклонение от проектов, использование контрафактных материалов и прочие «злоупотребления на местах» призваны удешевить строительство при сохранении первоначальных расходных смет. И отечественный рынок в этом случае не уникален. При таком исходе реальное производство в силу падения прибыли ниже уровня рентабельности становится просто невыгодным. Убытки же покрываются через механизмы целевого государственного инвестирования, систему госзаказов и регулируемые торговые отношения.

Тем не менее по качеству продукции разница весьма ощутима. На Западе широко распространен такой способ проверки, как контрольная закупка. Эксперты приобретают партию материалов и осуществляют диагностику на предмет их соответствия заявленным в сопроводительной документации показателям. В случае если товары не отвечают указанным характеристикам, сертификат качества на них изымается у производителя. Данная схема делает бессмысленным покупку документов, а также стимулирует компании к ведению честной политики. Исходя из этого, получается, что снизить энтропию на российском рынке под силу только государственному регулированию. Без его вмешательства трагедии, подобные пожару в пермской «Хромой лошади», станут нормой.

Александр Семухин

Смотрите также

Rockwool увеличил продажи продукции на 18%

Rockwool зафиксировал рост финансовых показателей по итогам третьего квартала и 9 месяцев 2021 года. Как …

Добавить комментарий